Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х

        Все персональные данные размещены с согласия субъекта(ов) на обработку персональных данных

Суббота, 20.10.2018, 15:35
Приветствую Вас, Гость
Главная » 2018 » Март » 4 » Здоровье и музыкальное воспитание ребёнка (материал предоставлен Забродиной Л.Н., музыкальным руководителем)
03:28
Здоровье и музыкальное воспитание ребёнка (материал предоставлен Забродиной Л.Н., музыкальным руководителем)

- Давай, зайчик, споем песенку! - ласково говорит маленькая Маша плюшевому зайцу и начинает звонко выводить тоненьким голосом, срываясь на крик: «Та-ра-ра! Тра-та-та! Ту-ру-ру!»

- Тише! У меня голова болит! Поиграй тихонько, как все хорошие девочки делают – строго прерывает Машу мама, не отрываясь от хозяйственных дел.

Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно отрицательно влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру?

Важно умело использовать, организовать и направить это стремление ребенка, чтобы оно шло ему не во вред, а на пользу, а это значит научить малыша внимательно слушать музыку, понимать и разделять те настроения и чувства, которые она передает, воспроизводить незамысловатые мелодии, добиваться, чтобы голос звучал естественно и свободно. Задача эта вполне под силу мамам и папам, бабушкам и дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка. Тут не требуется особых музыкальных ил педагогических познаний: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ему несложные навыки слушания музыки приобщить к пению в таких пределах, которые доступны каждому человеку.

Первые шаги, направленные на развитие способностей малыша к восприятию музыки, можно предпринимать уже на 3-ем месяце жизни, обычно в возрасте 2,5-3 месяцев ребенок уже способен сосредоточить внимание на звучании музыки и эмоционально реагировать на нее. Малышу доставляет радость, когда взрослые негромко и ласково напевают или наигрывают на губной гармошке незатейливые спокойные мелодии. Таким образом, музыка помогает поддерживать радостное настроение у ребенка. А это очень важно, особенно в раннем возрасте, потому что положительные эмоции способствуют здоровому развитию нервной системы и благотворно влияют на протекание основных физиологических процессов: дыхания, сердечной деятельности, обмена веществ.

Первые контакты с музыкой способствуют развитию внимания, тренировке слуховых органов. Вначале у ребенка появляется способность внимательно слушать музыку или пение 20-30 секунд, затем это время увеличивается.

На 1-ом году жизни необходимо сформировать и поддерживать эмоциональную отзывчивость к музыке и интерес к ней. Важно учитывать возрастные особенности и возможности, подбирая мелодии и песенки, доступные для восприятия. И тут родителям может пригодиться совет выдающегося деятеля советской медицины профессора В. М. Бехтерева. Он рекомендует определить, соответствует ли данное музыкальное произведение развитию ребенка.

Доступная и приятная музыка обычно вызывает чувство удовольствия, радостную улыбку. Развивая и тренируя слух малыша, очень важно оберегать его. Не рекомендуется в комнате, где находится малыш включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель, даже если звучит спокойная музыка. Одним из первых компонентов музыки ребенок начинает улавливать ритм и реагирует на него. Это имеет глубокие биологические корни, т. к. большинство жизненно необходимых функций человеческого организма (дыхание, сердечная деятельность, ходьба) связано именно с ритмом.

Хорошо, если соответствующая негромкая музыка звучит во время занятий физической культурой, даже в возрасте до года. Так, напевая, лежащему на спинке малышу незатейливую плясовую мелодию, полезно плавно сводить и разводить его ручки, двигать ножками. Это укрепляет мускулатуру, развивает слух и чувство ритма. На втором году жизни ребенка можно понемногу знакомить с простейшими плясовыми движениями. Они помогают здоровому развитию костно-мышечной системы, формированию правильной осанки, а правильная осанка не только красива, но и обеспечивает нормальное функционирование всех органов. В качестве партнеров по пляске полезно использовать игрушки, можно их также рассаживать как зрителей, перед которыми пляшет малыш.

Когда ребенок начинает понимать речь, особый интерес приобретает способность воспринимать и понимать не только песенную мелодию, но и слова. В этот период слушание и разучивание песен помогает совершенствовать речь, улучшать дикцию. Пение используется в качестве эффективного средства для

исправления целого ряда речевых дефектов: невнятное произношение отдельных звуков, привычку к скороговорке, заикание.

Некоторые приемы для исправления дефектов речи могут быть использованы в процессе музыкального воспитания ребенка в семье. Если нужно ликвидировать картавость звуков «р» и «л» полезно чаще напевать вместе с ребенком мелодии без слов: «Ту-ру-ра! Тра-ля-ля!» и т.п.

Но оздоровительное влияние песен может проявиться только в том случае, когда члены семьи учитывают возрастные особенности ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок срывался на крик. Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде.

Примерно на четвертом году жизни, когда голос ребенка окрепнет, следует специально разучивать с ним детские песни. Начинать надо с наиболее простых и коротких произведений. Сначала нужно дать ребенку прослушать песню, затем проверить, задавая вопросы, все ли в ней понятно ему. Если песня нравиться ребенку, он с удовольствием выучит слова и мелодию. Занятия пением не должны быть излишне продолжительными, чтобы не наскучить малышу. Лучше чередовать пение со слушанием музыки, или с играми и плясками под музыку.

Стремление к «песенному творчеству» заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Обычно музыкальным сочинительством начинают заниматься дети, которые уже знают много песен, любят и умеют их петь. А о том, чтобы у ребят были любовь к пению и умение петь, должны в первую очередь позаботиться их родители, бабушки и дедушки.

Огромное значение для успешного музыкального воспитания ребенка в семье имеет правильный подбор репертуара. В этом отношении помощь родителям могут оказать выпускаемые музыкальным издательством сборники произведений для детей, а также грампластинки.

Среди ребят среднего и старшего дошкольного возраста большой популярностью пользуются произведения В. Шаинского, Д. Кабалевского и др.

«Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки» - говорил В.А Сухомлинский. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась, вовремя и музыка стала их верным помощником в деле воспитания малыша в семье.

Категория: "Здоровые дети - в здоровой семье" | Просмотров: 93 | Добавил: Анна | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: